Минеральные пески

Ильменит, рутил и циркон — три тяжелых минерала, добываемых на шахтах предприятий Sibelco на острове Северный Страдброк в Квинсленде, Австралия. Извлеченные тяжелые минералы составляют всего 1 % от общего количества песка. Оставшиеся 99 % возвращаются для восстановления отработанного участка.

Ильменит

Ильменит смешивают с другими веществами и обрабатывают для получения диоксида титана, высококачественного белого пигмента, устойчивого к воздействию ультрафиолета (УФ), воды и химических веществ, а также являющегося нетоксичным.

Более половины пигмента из диоксида титана используется в производстве красок (бытовых, промышленных, автомобильных и т. д.), так как он отражает вредные УФ-лучи и защищает краску от облупливания. Также диоксид титана является важным компонентом в производстве солнцезащитных средств, косметики, пластика, чернил, бумаги, зубной пасты и некоторых пищевых продуктов, например муки и сахарной пудры, у которых он повышает яркость.

Рутил

Существует три крупных сферы применения рутила: производство пигмента из диоксида титана, сварочной проволоки с флюсовым сердечником и металлического титана.

Рутил, переработанный в пигмент из диоксида титана, может использоваться в тех же продуктах, что и ильменит. Иногда рутил является более предпочтительным источником пигмента из диоксида титана, поскольку позволяет получить продукт с наибольшей эффективностью и наименьшими отходами производства.

Сварочная проволока с флюсовым сердечником используется в сварке сосудов под давлением, нефтехимических трубопроводов и тяжелого производственного оборудования, поскольку стабилизирует электрическую дугу, обеспечивая высококачественное соединение.

Также рутил может быть превращен в титановую губку, которая затем перерабатывается в металлический титан. Уникальные свойства металлического титана включают высокое отношение прочности к весу, высокую температуру плавления и устойчивость к коррозии. Это делает рутил предпочтительным металлом в аэрокосмической промышленности, где из него производят корпуса воздушных судов и реактивные двигатели. Он также широко используется в производстве высококачественного спортивного оборудования, кардиостимуляторов, протезов, хирургического оборудования, оправ для очков и часов. При смешивании титана с другими металлами, например железом, марганцем и алюминием, формируются сплавы, устойчивые к температуре и коррозии, что позволяет применять их в широком спектре неблагоприятных сред.

Циркон

Более 50 % всего циркона используется в керамической промышленности благодаря его способности придавать непрозрачность (белизну и яркость) и блеск таким изделиям, как плитка, керамическая сантехника (ванны, раковины и унитазы) и глиняная посуда. Циркон — прочный и твердый материал, который сохраняет свой физический и химический состав под влиянием высоких температур и агрессивных сред. Это очень хороший плавильный и огнеупорный материал, используемый для огнеупорных кирпичей, особенно в сталеплавильных и стекловаренных печах.

Циркон используется:

  • для блокировки рентгеновского излучения в электронно-лучевых трубках (ЭЛТ), используемых в мониторах компьютеров и телевизоров;
  • для производства биомедицинских устройств, например тазобедренных и коленных протезов, легких перезаряжаемых аккумуляторов, телевизионных экранов, предохранителей и зубной пасты;
  • как формовочный песок для специализированного литья по выплавляемым моделям или высокоточного литья.

Благодаря низкой способности поглощать тепловые нейтроны сплав циркона используется для изготовления корпусов для топливных стержней на атомных электростанциях.

Минеральные пески

Mineral sands

Ilmenite, rutile and zircon are the three heavy minerals mined from the sand mines at Sibelco’s North Stradbroke Island Operation in Queensland, Australia. The heavy minerals extracted account for 1% of the total sand. The remaining 99% is used in post mining rehabilitation.

Ilmenite

Ilmenite is blended and processed to create titanium dioxide, a high quality white pigment which is ultraviolet (UV), water and chemically resistant while also being non-toxic.

More than half of all titanium dioxide pigment is used in the production of paints (household, industrial and automotive etc.) as it reflects the sun’s harmful UV rays and protects paint from peeling. Titanium dioxide is also an important ingredient in the manufacturing of sunscreen, cosmetics, plastics, ink, paper, toothpaste and some foods such as flour and icing sugar to improve their brightness.

Rutile

Rutile is used in three major applications: titanium dioxide pigment, flux core welding wire and titanium metal production.

Rutile, when processed into titanium dioxide pigment, can be used in the same products as ilmenite. Rutile is sometimes the preferred source for titanium dioxide pigment as it provides the most efficient product with the least waste in manufacture.

Flux core welding wire is the preferred welding consumable for pressure vessels, petrochemical piping, and heavy-equipment manufacturing, as flux core wire stabilises the electric arc ensuring a superior joint.

Rutile can also be converted into titanium sponge, which is then processed into titanium metal. Titanium metal’s unique properties include its high strength-to-weight ratio, high melting point and resistance to corrosion. This makes rutile a preferred metal in the aerospace industry for manufacturing aircraft frames and jet engines. It is also commonly used to produce top quality sporting equipment, pacemakers, artificial limbs, surgical equipment, spectacle frames and watches. When Titanium metal is mixed with other metals such as iron, manganese and aluminium, it forms alloys which are both temperature and corrosion resistant meaning they have a wide array of uses in difficult environments.

Zircon

More than 50% of all zircon is used in the ceramics industry due to zircon’s ability to impart opacity, (whiteness and brightness) and to create glazes on products such as tiles, sanitary-ware (baths, sinks and toilets) and crockery. Zircon is a hard and tough material as it maintains its physical and chemical composition when subjected to high temperatures and corrosive environments. It is an extremely good foundry and refractory material, used in refractory bricks, especially in furnaces for steel and glass making.

Zircon is used:

  • to block X-ray emissions in cathode ray tubes (CRT) found in computers and television monitors.
  • to produce biomedical devices such as hip and knee replacements, rechargeable light weight batteries, television screens, fuses and toothpaste.
  • as a foundry sand for specialist investment casting or high-precision casting.

Zircon alloy is used as the housing for fuel rods in nuclear power stations, due to its low thermal neutron absorption.